• 19/09/2022

Мы критикуем правительство, но не армянский народ, симпатии к которому у нас остаются неизменными- Станислав Тарасов

Мы критикуем правительство, но не армянский народ, симпатии  к которому у нас  остаются неизменными- Станислав Тарасов

Собеседник медиахолдинга «Иравунк» шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM Станислав Николаевич Тарасов.

-Станислав Николаевич, начнём с достаточно неприятного вопроса. ИА REGNUM, и лично Вы активно сотрудничали с прежними армянскими властями. Встречались с Сержем Саргсяном, Бако Саакяном и другими руководителями Армении и Арцаха. Некое связующее звено между армянскими и российскими госструктурами, которые сейчас Вас считают чуть ли не антиармянским российским экспертом. Что случилось, и почему такое восприятие Вас и информагентства? Кому это выгодно? В армянском обществе бытует мнение, что все объективные представители экспертного сообщества России ушли в прошлое, и ни одного голоса тех, кто прекрасно понимает, кому выгодна последняя эскалация.

– Давайте сразу все расставим на свои места. ИА REGNUM действительно внимательно отслеживало и отслеживает ситуацию в Закавказье в целом и на азербайджано-армянском направлении в частности. Но  мы  не являлись связывающим звеном между какими-то госструктурами. Это первое. Второе, мы  воспринимали очень критично многие направления особенно во внешней политике Азербайджана и считали, что решение Карабахского вопроса возможно на основе  принципов, обозначенных Минской группой ОБСЕ. Такова была и официальная позиция России. В ответ в Баку нас почему-то называли «проармянскими экспертами», хотя мы стояли на позиции Москвы. Теперь ситуация поменялась. В Армении, как Вы указываете,  нас зачислили  в разряд  антиармянских экспертов, хотя мы по-прежнему стоим на московских позициях.  Почему? Наверное, потому, что мы утверждаем, что правительство Никола Пашиняна «профукало» Нагорный Карабах,  свело в конечном счете решение этой проблемы к силовому сценарию, хотя были  реальные возможности  для политико-дипломатического урегулирования конфликта  со значительно лучшими геополитическими перспективами для армян Нагорного Карабаха. Почему  такое произошло? Кто в Армении ответит на этот вопрос?

Мы в  комментариях в ИА REGNUM  со своих позиций освещаем эти проблемы. Не буду сейчас вдаваться в детали и в пересказывать наши позиции. В Армении они хорошо известны. Мы критикуем правительство, но не армянский народ, симпатии  к которому у нас  остаются неизменными. Теперь нужно исходить из объективно сложившихся реальностей, особенно в части заметного улучшения в отношениях между Россией и Азербайджаном. И тут мы по-прежнему стоим на позициях Москвы, оставаясь российскими экспертами. Раз  проиграна  Вторая карабахская война, раз подписано мирное соглашение от 9 ноября 2020 года, нужно его выполнять. Но мы не скрываем, что нас серьезно беспокоит судьба теперь уже армянского анклава в Нагорном Карабахе, и пишем об этом открыто.

– Бывший министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян, занимавший этот пост в период 44-дневной войны в Арцахе, считает, что ОДКБ пытается уйти от ответственности на фоне вооруженной агрессии Азербайджана против Армении. Он считает, что «отправка генсека ОДКБ с визитом в регион на фоне господствующего на саммите «bothsidism»-а (предвзятости – ред.) – это желание уклониться от коллективной ответственности в связи с нападением на Армению». Вы согласны с такой постановкой вопроса?

– В таких заявлениях много лукавства, они воспринимаются в Москве как стремлении втянуть ОДКБ в вооруженный конфликт с Азербайджаном. Потому что нет доказанного факта агрессии Баку против Еревана, а есть проблема  границ. Хотелось бы, чтобы господин Мнацаканян сам ответил бы на такие вопросы. Почему разведены переговоры по демаркации границ и подписания мирного соглашения, тогда как все это можно было решать в одном формате? Почему используются две переговорные площадки – брюссельская и московская,  и почему итоги переговоров продолжают  оставаться закрытыми, ведь это основа для разного рода информационных спекуляций? Что  недоговаривают стороны и почему при этом оказываются возможными вооруженные столкновения между Азербайджаном и Арменией в ситуации, когда идет переговорный процесс? Что это за так называемая «третья сила», которая всем портит «игру» и «карты»? Остальное все- пустое сотрясание словами воздуха.

-Участники заседания высказались за урегулирование обострения в регионе исключительно политико-дипломатическими средствами. Лидеры ряда государств-членов ОДКБ отметили, что не видят необходимости в отправки в регион миротворцев и применении силовых методов для разрешения ситуации. Чем тогда ОДКБ отличается от МИД?

– Частично я ответил уже на этот вопрос. ОДКБ действительно отличается от МИД. МИД воюет словами, ОДКБ- оружием. Степень ответственности разная.

-Положительный ответ на просьбу Токаева к ОДКБ «оказать помощь Казахстану в преодолении террористической угрозы» в январе текущего года был дан в течение ночи. Соответствующее заявление по иронии судьбы тогда сделал политик, сам не так давно безуспешно отправлявший аналогичный запрос,- премьер Армении Никол Пашинян, который в рамках алфавитной ротации возглавляет Совет коллективной безопасности ОДКБ. Как указано в его заявлении, Совет принял решение в соответствии со статьей 4 упомянутого договора. Она предполагает коллективную помощь, включая военную, если «одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету)». Почему Казахстану можно помогать, а Армении нет?

-В Казахстане ОДКБ предотвратила не внешнюю агрессию, а государственный переворот. А что в Армении есть угроза переворота через акт внешней агрессии? Если это так, то Ереван должен быть точным в своих заявлениях и формулировках. Но то,  что мы слышим – это какой-то политический лепет. На кого он рассчитан, один Аллах только знает.

-России выгоден мир в этой части Кавказа. Состоялась встреча Путина и Эрдогана. Многие справедливо считают, что самой важной темой встречи Эрдогана и Путина будет ситуация на Украине. Южный Кавказ на задворках? Многие в Армении считают, что на заседаниях и саммитах того же ОДКБ виртуально присутствуют ещё два государства – Турция и Азербайджан. Может России и Армении стоит уйти из этого «тюркского союза»?

– Россия никогда нее была и не будет заложницей интересов других стран в выстраивании своих отношений с Турцией. СССР уже давно нет и обозначены новые геополитические перспективы на Ближнем Востоке. Поэтому альянс России с Турцией при всей своей противоречивости на данном этапе   необходим. Президенту Ильхаму Алиеву удается грамотно просчитывать ситуацию использовать ее в своих национальных интересах.  В тоже время внешняя политика Армении   продолжает оставаться  архаичной и провинциальной. Почему? В Армении  многие могут сами ответить на этот вопрос.

Москва-Ереван

Саргис Саргсян

Telegram: https://t.me/iravunk