Армения сейчас будет выбирать, с кем она строит систему безопасности- Александр Крылов

Армения сейчас будет выбирать, с кем она строит систему безопасности- Александр Крылов

О ситуации в Карабахе, армяно-российских отношениях и о положении дел в регионе мы побеседовали с главным научным сотрудником Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, д.и.н. Александром Крыловым.

– Как Вы оцените ситуацию в Карабахе, которая создалась после последней эскалации?

  • В ближайшей исторической перспективе мы видим, что Нагорно-Карабахская Республика повторяет судьбу Киликийской Армении. Карабах как государственная единица перестает существовать, и уже ведутся переговоры о демонтаже и вооруженных сил, и административного аппарата и передачи различных хозяйственных субъектов властям Азербайджана.

Азербайджан уже активно осваивает эту территорию и интегрирует в свою государственную систему. Мы наблюдаем массовый отъезд местного населения из Карабаха на территорию Армении. Те обещания, которые даются азербайджанскими властями, даже подкрепленные поставками гуманитарной помощи, не убеждают местное население в том, что они могут жить в составе азербайджанского государства. Очень сложно представить, что после стольких лет конфликта и враждебности, армяне могут мирно интегрироваться в состав Азербайджана.

– В последнее время армянская сторона выступает с очень жесткими обвинениями в адрес России и российских миротворцев. Население также в целом где-то ожидало более решительных действий со стороны России во время эскалации. Как Вы оцените действия России?

  • Действия России продиктованы прежде всего российскими государственными интересами и теми возможностями, которые сейчас имеются у российского руководства. Но представить себе, что две тысячи российских миротворцев, которые вооружены легким стрелковым оружием, разгромят азербайджанскую армию, которая насчитывала шестьдесят тысяч и которая вооружена тяжелым оружием и полностью укомплектована, понятно, что это было невозможно.  Задача миротворцев наблюдать и разводить стороны, но не воевать с этими сторонами, поэтому и у Азербайджана были большие претензии к миротворцам, которые не обеспечили разоружение армии обороны Карабаха. В этом случае у миротворцев тоже не было полицейской функции, и это не входило в их мандат. И кстати, этот мандат так и не был утвержден. Поэтому российские миротворцы имели очень ограниченные права, и больше надежда была на то, что со сторонами конфликта удастся наладить взаимовыгодное взаимодействие. Этого не получилось. То, что сейчас миротворцы обеспечивают эвакуацию мирного населения со всей территории Карабаха, это их большая заслуга. Понятно, что у России не было возможности вмешаться и воевать с Азербайджаном, имея украинский фронт, воюя фактически со всем агрессивным Западом. Но и предлога для военного вмешательства Россия лишилась, так как прозвучали заявления, что Карабах- это часть Азербайджана и Армения к этому никакого отношения не имеет.

Я хочу напомнить историю столетней давности – катастрофу Первой Армянской Республики. Премьер-министр Первой Республики Ованнес Каджазнуни в своих мемуарах написал о том, что в падении Первой Республики были  виноваты не русские, не американцы, не французы, а прежде всего сами армяне. Я думаю, что эту работы стоило бы ввести в школьный курс армянских учебных заведений.

– Как Вам видятся действия и риторика армянских властей в дни эскалации?

  • Они же устранились от проблемы. Сказали, что это дело русских. Русские должны все обеспечить. Сами они к этому никакого отношения не имеют. И здесь тоже мы видим катастрофу всей прежней армянской идеологии, которая в течение всех тридцати лет претворялась как основа государственной политики. Это идея объединенной Армении. Не зря на армянском гербе изображены символы четырех армянских царств. Одно из них- Карабах. И всегда армянская политика исходила из триединства: диаспора,  Карабах и Республика Армения. Сейчас, когда Республика Армения заявляет, что Карабах ее не касается и это дело русских, означает, что вся прежняя идеология отброшена. И можно ожидать, что будет пересмотр Конституции, где этот принцип зафиксирован, и будет пересмотрена государственная символика, потому что иначе нормализовать отношения с Турцией и заключить мирный договор с Азербайджаном у Армении не получится.

– В последнее время армяно-российские отношения сильно накалились. Какие перспективы развития ситуации?

  • Наши отношения переживают тяжелейший кризис. Сейчас это на пике, и отношения на развилке. Армения будет выбирать. Видимо, та группа американских политиков, которая приехала, будет консультировать и определять будущую политику Армении в диалоге с армянским руководством. Развилка тут вполне очевидна. Если армянское руководство заявляет, что Россия не выполняет своих обязательств, ОДКБ не является  эффективной структурой безопасности, значит, она будет искать другую систему безопасности. Видимо, американские партнеры приехали предложить альтернативу.

– На днях состоялась встреча Алиева с Эрдоганом и вскоре ожидается встреча Пашиняна с Аливым. Чего ожидать?

  • Можно ожидать, что Азербайджан продолжит свою наступательную политику. Установят свой контроль над всем Карабахом, после этого добьется вывода российского миротворческого контингента, которому, собственно, там больше и делать будет нечего на признанных территориях Азербайджана. А затем политика наступления на Армению продолжится. Первая цель-это Зангезурсий коридор. Это общая цель у Турции и Азербайджана, ну а дальше уже будут смотреть по ситуации. То, что постоянно звучит тема Западного Азербайджана, беженцев, которые были изгнаны из мест проживания в Армении и должны вернутся, все это присутствует.

– На границе Армении наблюдается скопление войск. Есть ли угроза военного вторжения в ближайшее время?

  • В ближайшее время – вряд ли. Им надо переварить всю территорию Карабаха, далее – добиться вывода российских миротворцев. А потом уже приступать к дальнейшим действиям. Представить себе, что сейчас они развернут наступление на Сюник, сложно. Но то, что это возможно не в такой дальнейшей перспективе, вполне вероятно, тем более, если будут разорваны военные связи с Россией и Армения потребует вывода российской военной базы. Какие гарантии будут получены от новых военных союзников и от того, насколько они будут эффективны, будет зависеть будущая судьба армянской государственности.

– Ситуация с Карабахом вызвала волнения и демонстрации внутри Армении. Выдвигаются требования отставки Пашиняна. Насколько это реально и может ли измениться ситуация в случае прихода новой власти?

  • Оппозиция продолжает быть раздробленной. Есть версия, что оппозиция не стремится к власти, потому что те, кто придут на смену Пашиняна, будут вынуждены выполнять условия мирных соглашений и брать на себя ответственность за сдачу Карабаха. Снова воевать с Азербайджаном тоже очевидно, что невозможно. Поэтому здесь у Пашиняна есть все шансы сохранить свою власть.

 

Беседу вела Заруи Бабуханян