Без Карабаха нет Армении

Без Карабаха нет Армении

Турецкая экспансия на Кипре и на Южном Кавказе находится сегодня на пике своей реализации. В Анкаре уже не стесняются называть себя «новыми османами». Используя прокси-силы, как например, Республика Азербайджан, турецкий политический проект стремительно становится общей проблемой для греков и армян. Буквально недавно Анкара едва не развязала новую войну против Греции, отстаивая свое незаконное право на добычу энергоресурсов в Средиземном море. Сегодня же она фактически пришла в Арцах, где тысячи армянских семей отлично помнят турецкий геноцид армян 1915, признанный всем Западным миром.

Трагедия Нагорного Карабаха является еще одной печальной страницей сложной истории разобщенного армянского народа. Армяне представляет собой довольно обособленную антропологическую группу, выделяющуюся среди южных народов Кавказа, Персии, Малой Азии. Армянский народ сформировался в результате консолидации большого числа местных племен вокруг более крупного — армянского племени, носителя древнего индоевропейского армянского языка. Нагорный Карабах является одним уникальнейших очагов древнейшей армянской культуры, формировавшейся на территории Армянского нагорья. Арцах (другое наименование Нагорного Карабаха) принадлежит к немногим историко-этнографическим областям, где на протяжении веков армянский народ сумел сохранить свой основной этнический и этнографический состав.

До 1920 Нагорный Карабах был самой густонаселенной армянской областью в пределах Армянского нагорья. Шуши, будучи центром армянской культуры, науки и общественной мысли, превосходил размерами и богатством Баку и Ереван. 23 марта 1920 г. турецкие националисты сожгли Шуши. Тем не менее остатки Шуши играют особую роль в истории армянского народа и идеологически значат даже больше, чем другие существующие города Армении и Нагорного Карабаха. Город концентрирует в себе национальную память и веру, вместе с горой Арарат является главной армянской исторической святыней.

Существующие с 4 века сотни монастыри и церкви уникальной Армянской Апостольской Церкви, от многих из которых остались только руины, служат неоспоримым доказательством исторической принадлежности этих земель армянскому народу. В свете катастрофических событий последних дней, а также споров: кому в итоге должен принадлежать Арцах – армянам или азербайджанцам, стоит посмотреть правде в глаза и признать, что азербайджанских объектов культуры на территории Нагорного Карабаха нет ни одного.

Сегодня, когда тяжелый многолетний армяно-азербайджанский конфликт пришел к тому, что войска Республики Азербайджан заняли районы с огромным количеством древних святынь Армянской Апостольской Церкви и армянской культуры, возникают вполне обоснованные опасения, что эти богатейшие в культурном плане храмы и монастыри в ближайшем будущем могут быть осквернены, снесены или даже переделаны в мечети. Инфильтрационные мероприятия едва ли обойдут даже армянских священнослужителей Арцаха.

Несмотря на это, важно понимать, что работа против Арцаха велась не только со стороны турецких прокси, но и, к сожалению, внутри самой Армении. Политика действующего премьер-министра страны Никола Пашиняна день за днем приближала предательство Нагорного Карабаха. Его отказ от сотрудничества с Россией, десятки лет остававшейся единственным гарантом мира в регионе, а также публичный курс на сближение с ее главным геополитическим противником – блоком НАТО (куда входит Турция), привели к катастрофическим последствиям. Признание Н.Пашиняном азербайджанского суверенитета над территорией Нагорного Карабаха означало его фактическое оставление один на один с Турцией и Азербайджаном. Кадры с изображением десятков тысяч беженцев из района Арцаха демонстрируют то, что население Нагорного Карабаха прекрасно осознает свою незавидную судьбу в составе Азербайджана.

Данный процесс имеет намного более далеко идущие последствия, чем может показаться на первый взгляд. Неоосманистский турецкий проект едва ли теперь остановится на новых границах Азербайджана. Христианская Армения стоит перед страшной перспективой вливания в зону ответственности мусульманской Турции. Перспективы этого процесса печальные – постепенное выдавливание армян из страны экономическими, религиозными, этно-культурными или даже силовыми методами и постепенное исчезновение государства.

Несмотря на факт подписания фактического приговора Нагорному Карабаху, миссия Н. Пашиняна на этом не закончена. Большой головной болью для него остается наличие на армянской территории российской базы и ряд прежних договоренностей с Россией, закрепленных на высоком государственном уровне. «Подобными договорами и вообще в течение 20-25 лет Россия по зернышку отнимала наш суверенитет. А мы наблюдаем за этим со стороны», – заявил Пашинян, выступая на трибуне парламента. На фоне катастрофы с потерей Арцаха его слова звучат особенно зловеще.

На этом фоне актуализировались и старые противоречия Н. Пашиняна с Армянской Апостольской Церковью, которая еще является наиболее авторитетным институтом страны. Предстоятель церкви Гарегин II нередко выступал против продвижения командой Н. Пашиняна ЛГБТ-повестки и других «либеральных ценностей», что не поддерживается большей частью консервативного населения страны. К примеру, в ноябре 2018, всего через полгода после прихода Н. Пашиняна к власти, Католикос Всех Армян выступил с осуждением намеченного тогда проведения форума «ЛГБТ-христиан» в Армении.

Сегодня армянское общество дало яркую оценку деструктивной политике кабинета Н. Пашиняна. Проигранная война в 2020, вылившаяся в катастрофу Нагорного Карабаха сегодняшних дней, вывела тысячи армян на улицы столицы Еревана с требованием прекратить антиконституционные действия правительства против самой Армении.

Правящая армянская элита инициирует ложные «миротворческие» процессы, идущие вразрез с законодательством. Конституция Республики Армения долгое время служила препятствием для команды Н. Пашиняна, как и Декларация о Независимости. Тем не менее в процессе предательства Нагорного Карабаха это не стало для нее непреодолимым препятствием. К примеру, в Конституции Армении указывается, что любое изменение территории может быть произведено исключительно посредством референдума. Таким образом, признание Н. Пашиняном азербайджанского суверенитета над Арцахом выглядит не иначе как национальное предательство, которому должна быть дана соответствующая правовая оценка.

Н. Пашинян обвиняет протестующих в дестабилизации ситуации в Армении. Тысячи полицейских борются с соотечественниками, требующими прекратить предательство против армян Нагорного Карабаха. Для этого даже прекратили работу метро в Ереване, чтобы помешать передвижению протестующих. Тридцатилетняя история героической борьбы армян Арцаха за собственную идентичность завершилась всего за пять лет правления правительства Н. Пашиняна, пришедшего к власти на волне революции и прозападных демократических лозунгов.