- 18/04/2023
Баку и Анкара действуют сообща в контексте и карабахского, и многих других вопросов
Собеседник корреспондента медиахолдинга “Иравунк” Саркиса Саркисяна – Генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества (МИРНаС), турецкий политолог Ариф Асалыоглу.
-Уважаемый господин Ариф! После второй карабахской войны Ереван и Анкара обменивались сигналами о готовности начать мирный диалог. Но этот процесс блокировал Баку, навязав Турции вариант так называемого «пакетного решения»: без уступок Армении по части практической реализации мифического проекта по открытию так называемого «Зангезурского» коридора, связывающего Азербайджан с Нахичеванью и Турцией через армянскую территорию. По вашему, Азербайджан выступает, как придаток Турции, или наоборот?
-Соглашения о добрых намерениях между Турцией и Арменией датируются 1993 годом. Отмечается, что будут предприняты новые шаги по нормализации ситуации, включающие открытие закрытых границ и установление дипломатических отношений. Как известно, недавно назначенные двумя сторонами спецпредставители приступили к созданию «дорожной карты» по нормализации отношений. В случае достижения взаимных договоренностей могут быть заключены соглашения, аналогичные двум протоколам, подписанным в 2009 году. Развитие этих событий, а именно турецко-армянское сближение, было поддержано западным блоком, в первую очередь США и ЕС, так как это приведет к ослаблению влияния Российской Федерации в этом регионе.
Известно о вмешательстве США с целью инициирования нового процесса по выстраиванию диалога между Анкарой и Ереваном, и что этот вопрос обсуждался между президентом США Джо Байденом и президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом на встрече в Риме с министрами иностранных дел Энтони Блинкеном и Мевлютом Чавушоглу.
Однако и Азербайджан является важной составляющей этих шагов. Баку и Анкара действуют сообща в контексте этого и многих других вопросов. По этой причине министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу незамедлительно выступил со следующим заявлением: «Азербайджан счел эти шаги «приемлемыми». Мы каждый вопрос согласовываем, обсуждаем с Азербайджаном, и принимаем решение вместе с ним; мы назначаем спецпредставителя, а не открываем посольство. Если в будущем все нормализуется, если Армения извлечет уроки из этих недавних событий и выберет мир и спокойствие, то в процессе нормализации в ближайшее время может быть открыто и посольство. По этому вопросу мы также примем решение вместе с Азербайджаном».
Безусловно, Азербайджан – это отдельная независимая страна, а не продолжение Турции. Две страны могут принимать свои собственные решения по отдельности. Но конкретно здесь идет речь о наличии множества региональных интересов и общих знаменателей. В качестве примера можно привести взаимоотношения Москвы с Минском и Вашингтона с Оттавой. Кроме того, в долгосрочной перспективе гораздо важнее отношения Анкары с Тегераном. В этом плане Анкара также держит Тегеран на определенном уровне с точки зрения взаимоотношений с Баку.
-6 апреля Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Азербайджане Сеид Аббас Мусави был вызван в Министерство иностранных дел этой страны. Как сообщили в МИД АР, в ходе встречи послу было выражено решительное недовольство в связи с провокационной деятельностью, в последнее время проводимой Ираном в отношении Азербайджана. Оцените, пожалуйста, возможность широкомасштабной войны между этими странами.
-Благодаря переговорам, которые должны быть проведены с Арменией, было обещано установить транспортный коридор с Нахичеванью, частью Азербайджана, расположенной на границе с Турцией. В то время как азербайджанское население на севере Ирана выразило радость по поводу такого развития событий, в Тегеране к этому коридору отнеслись с беспокойством. Причина этого в том, что торговля между Азербайджаном и Нахичеванью в течение 30 лет осуществлялась через Иран, благодаря чему Иран не только оказывал политическое влияние на Азербайджан, но и зарабатывал деньги на этой торговле.
Если в будущем через этот коридор будет проложен газопровод из Азербайджана в Турцию, существует вероятность, что Иран потеряет доходы от транспортировки газа. Кроме того, даже Туркменистан может осуществлять поставки газа в Турцию через Азербайджан. Более того, на повестке может снова появиться проект Транскаспийского трубопровода, в реализации которого заинтересованы США. Этот трубопровод, который будет проложен от столицы Туркменистана до Азербайджана, может транспортировать газ в Европу по существующим трубопроводам Азербайджан-Грузия-Турция. Другими словами, существует определенное препятствие перед проектом газопровода, по которому планируется транспортировать газ из Ирана в Европу.
И последнее, Иран до настоящего времени имел ключевое значение в торговле, осуществляемой автомобильным транспортом из Турции в Центральную Азию. Ежемесячно ирано-турецкую границу пересекают около 12 тысяч турецких грузовиков, значительная часть которых направляется в тюркские республики и Афганистан.
Очевидно, что взаимоотношения между Турцией и Азербайджаном развиваются. В настоящее время ведутся переговоры между Ереваном и Анкарой. Эти шаги, естественно, беспокоят Тегеран по вышеуказанным причинам, поскольку они ведут к снижению регионального влияния Тегерана и появлению экономических последствий. Иранская экономика и без этого переживает сложный период… Но даже если сложить все эти факторы, на мой взгляд, это не сможет перерасти в горячий конфликт между Азербайджаном и Ираном. Накал напряжения и проблем не на том уровне. Возможно, Иран, используя свою разведывательную службу, сможет провести операции, усложняющие некоторые условия. Но это не перерастет в горячую войну.
– Нагорный Карабах стал для Анкары всего лишь одним из конфликтов в серии столкновений, в которых она участвовала косвенно, и в конкретном случае – на стороне Азербайджана. Но именно на Турцию, а не на Азербайджан, напрямую завязана проблема армянского вопроса. По вашему, есть ли у Анкары политическая воля, для возвращения в конструктивное русло, выстроенное еще в октябре 2009 года при подписании известных Цюрихских протоколов.
-Турция, безусловно, самостоятельно принимает решение по процессу нормализации отношений с Арменией. Даже если она советуется с Баку и Москвой, она сама выражает готовность к проведению переговоров. Известно, что стороны поблагодарили Швейцарию и другие западные страны за усилия, приложенные в процессе нормализации отношений в 2009 году. Однако они объявили, что приняли самостоятельное решение осуществить этот новый процесс посредством прямого диалога. Утверждается также, что поскольку Цюрихские протоколы, подписанные в 2009 году, были негативно восприняты турецкой и армянской общественностью, существует тенденция по подготовке нового толкования вместо этих документов.
Например, ровно через месяц после подписанного 9 ноября соглашения о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией прозвучал призыв президента Реджепа Тайипа Эрдогана открыть границы, которые были закрыты в течение 27 лет. Он заявил, что: «Если Армения разовьет этот процесс в положительном направлении, мы откроем наши закрытые двери перед Арменией… Возможно, откроется новая страница в турецко-армянских отношениях».
В конечном итоге, это лишь определенная стратегия. Размышлять над стратегией и разрабатывать стратегию – это одно, а реализовывать ее – совсем другое дело. Готовности к разработке стратегии может быть достаточно, однако для получения региональных результатов может потребоваться обсуждение с другими сторонами. В этом контексте, на обратном пути из Баку, в самолете, Эрдоган дал понять, что сначала снова будут открыты двери с Арменией, затем он отметил, что и азербайджанский лидер Ильхам Алиев, и Россия, посредник в соглашении о прекращении огня, положительно относятся к этому вопросу: «Господин Путин положительно относится к этому. В ходе нашего телефонного разговора он спросил, каково мое мнение по этому вопросу. Я ответил, что: «После того, как господин Ильхам Алиев отнесся к этому положительно, с моей стороны мне также важно отнестись к этому вопросу положительно». Господин Путин остался очень доволен этим. Наш брат Ильхам Алиев сказал: «Я выполню то, что вы скажете». Мы договорились на этом».
– Известно, что большое количество наемников из Сирии в 2020-ом году были завербованы Турцией и переправлены в Азербайджан для участия в боевых действиях в Нагорном Карабахе против армян. О том, что сирийские наемники, поддерживаемые Турцией, отправлены воевать в Нагорный Карабах, стало известно еще в октябре 2020 года. Армения заявляла, что на стороне Азербайджана воюют четыре тысячи боевиков. Турецкое общество не интересует, что там делали эти профессиональные убийцы, и с чьего кармана им платил Эрдоган?
-Утверждается, что в 2020 году Турция завербовала и отправила в Азербайджан большое число наемников из Сирии для участия в конфликтах против армян в Нагорном Карабахе. Были опубликованы некоторые источники, связанные с этим вопросом.
Турция и Азербайджан отрицают использование сирийских наемников в недавней войне в Нагорно-Карабахском регионе, однако четверо сирийцев в интервью BBC рассказали, что, записавшись на патрульную службу в Азербайджане, они неожиданно оказались на фронте, в эпицентре боевых действий.
Базирующийся в Лондоне Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека заявил, что Турция отправила в Нагорный Карабах около 300 наемников, которых она вывезла из Сирии. В заявлениях, опубликованных на сайте Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, отмечалось, что: «24 сентября надежные источники сообщили Центру мониторинга (SOHR), что турецкое правительство перебросило более 300 боевиков из деревень и поселков северо-западного кантона Африн, состоящих в поддерживаемых Турцией сирийских группировках, большинство из которых являются подразделениями группировок «Султан Мурад» и «Аль-Амшад».
Пресс-агентство Ватикана Asianews также опубликовало новость, содержащую аналогичные утверждения. Согласно новостному сообщению, Турция перебросила из Африна в Баку около 4000 исламистских ополченцев, которым она заплатила жалованье в размере 1800 долларов, где они должны были находиться в течение трех месяцев в качестве наемников для нападения на Нагорный Карабах и Армению.
Естественно, турецкая оппозиция отреагировала на эти обвинения. Вопрос был направлен в парламент, поступили предложения, критика со стороны экспертов. Давая оценку этому вопросу, политолог и антрополог Йектан Тюркйылмаз отметил следующее: «В социальных сетях мы видим фотографии боевиков Свободной сирийской армии (ССА), направляющихся на фронт. Совершенно очевидно, кто именно организовал ССА, и кто ее туда направил. Турция продолжает играть с огнем и разжигать вокруг себя огонь. Ни народ Турции, ни государство в этом не заинтересованы. Равно как Турция не решила никаких проблем на прилегающих территориях, также и те, кто управляет страной, разыгрывают партию, на кону которой жизнь и будущее страны».
Еще более масштабная реакция последовала от международного сообщества. Например, Элиот Энгель, председатель Комитета Палаты представителей США по иностранным делам, и Майкл Маккол, самый высокопоставленный член Комитета от республиканцев, выразили глубокую обеспокоенность тем, что действия Турции под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана ставят под угрозу альянс НАТО, регион в целом, а также демократию внутри страны и верховенство закона.
В заявлении перечисляются тревожные действия Турции и отмечается следующее: «Президент Эрдоган, который, как говорят, отправил сирийских наемников в Ливию и Нагорный Карабах, также поджег фитиль других глобальных конфликтов».
-Многие наблюдатели в России, считают, что у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана высокие шансы переизбраться на новый срок на предстоящих выборах главы государства. Какой у вас прогноз на выборы? Какие шансы у Кемаля Кылычдароглу на выборах президента страны? И изменит ли его победа контуры внутренней и внешней политики Турции?
-Президентские и парламентские выборы, которые будут проведены 14 мая, станут поворотным моментом для Турции. Существует два основных кандидата. Первый – Реджеп Тайип Эрдоган, лидер Партии справедливости и развития (ПСР), правящей Турцией на протяжении 21 года, и Кемаль Кылычдароглу, лидер кемалистской Республиканской народной партии (РНП).
Эрдоган, до крупного коррупционного скандала 17-25 декабря 2013 г., в значительной степени взял ПСР под свой контроль и установил абсолютный контроль над партийными органами. Когда в период 17-25 декабря 2013 г разразился скандал, он избежал преследования, заключив соглашения с глубинными ответвлениями государства и мафией. Он отправил в отставку прокуроров, судей, начальников полиции, командиров и тысячи людей. Он также подкупил тысячи людей в обмен на деньги и власть.
Он договорился с Эргенеконом – крупнейшей организацией глубинного государства. За это время, используя ту же тактику, он взял под свой контроль средства массовой информации и судебную власть. Он выкупил то, что можно было купить, а тех, кто не сдавался, он принялся дискредитировать и уничтожать. Все эти события являются темой для еще одной большой статьи…
Однако после всех этих событий Эрдоган стал более авторитарным, не признающим никаких законов/конституций, считающим себя вправе не отчитываться ни перед кем. И он принялся устанавливать в стране единоличное правление, чему, собственно, следует до сих пор. Если на этих выборах победит Эрдоган, Турция пойдет совсем по другому пути, и парламент, закон, право и государственные органы будут ослаблены. Турция превратится в полицейско-разведывательное государство.
Оппозиция и народ осознают это. По результатам всех опросов и исследований общественного мнения, проведенных за последние полгода, Эрдоган проигрывает. Лидер РНП Кемаль Кылычдароглу и поддерживающие его партии (7-8 партий) должны победить, набрав на 7-8% больше голосов. Другими словами, если будут проведены правильные и честные выборы, Эрдоган проиграет. Однако существуют большие сомнения по этому поводу. К примеру, на предыдущих выборах Высшая избирательная комиссия засчитала около 2,5 млн голосов без подписи в пользу Эрдогана. И ни одна судебная система не смогла заняться расследованием этого дела.
В связи с этим на повестке постоянно возникает следующий вопрос: «Как будут складываться отношения с Россией в случае победы Кылычдароглу?». На мой взгляд, будут еще лучше, чем сложившиеся. Потому что Эрдоган и его команда ограничивает развитие внутри своей команды. Он не использует институциональные органы страны. Если победит Кылычдароглу, отношения станут более институционализированными. Государственные органы будут следить за этим. К тому же, все, от партийных лидеров до ученых в Турции, осознают важность отношений с Россией.