- 26/10/2025
Надо осознавать ценность отношений, которые можно поддерживать с Россией. Манасян
«Иравунк» побеседовал с членом-корреспондентом НАН РА, доктором философских наук, профессором, политологом Александром МАНАСЯНОМ, затронув армяно-российские отношения, а также другие региональные проблемы.
— Как бы вы оценили нынешнее состояние армяно-российских отношений и на каком этапе, по вашему мнению, они находятся сейчас?
— Прежде всего, отмечу, что межгосударственные отношения сегодня меняются очень быстро. События следуют друг за другом таким образом, что часто за месяц — два никто не мог себе представить некоторые текущие ситуации. Это касается и наших отношений с Россией: некоторые проблемы возникают как бы внезапно, потому что до этого процессы были замаскированы на дипломатическом и политическом уровне. В целом, отношения не являются «стабильными или неподвижными», а находятся на меняющейся, чувствительной стадии, зависящей не только от политических мировых полюсов, но и от существующих конкретных интересов и текущих оценок.
— А что лежит в основе этих быстрых изменений сегодня? Какие причины являются основными — внутренние или внешние?
— Это связано с двумя факторами. Во-первых, государства в современном мире действуют в основном с точки зрения своих конкретных текущих интересов. то, что является приоритетом сегодня, может измениться завтра.
Во-вторых, характер дипломатических процессов. многие шаги планируются на уровне государственных структур и не отражаются непосредственно на общественности. Наиболее определяющим является то, как конкретные государства оценивают свои интересы, из-за которых они меняют поведение. По этой причине схема отношений часто не видна.
— То есть, не следует односторонне воспринимать официальные заявления?
— Публичные заявления часто имеют главную цель — повлиять на поведение другой стороны или изменить оценку текущих ситуаций посредством чёткого позиционирования в информационном поле. Однако они говорят одно, а действуют в соответствии со своими реальными интересами. Решающее — не заявление, а действия, логика дипломатии и долгосрочные интересы.
— Что касается России, ведется много обсуждений об отношениях между Баку и Москвой. Вы отмечаете, что Россия в некоторых вопросах допустила ошибки. Чем это обусловлено?
— По моим наблюдениям, в отношениях России и Азербайджана в своё время существовали различия в оценках и ожиданиях. Однозначно следует отметить, что в сильных государствах также работают службы и программы, шаги которых рассчитываются заранее, но даже там случаются ошибки.
Россия, на мой взгляд, в свое время не подчеркнула основополагающую идею о том, что хороший, практичный и надежный партнер должен быть более активным во внешних отношениях. Между тем лояльность и стабильное сотрудничество зачастую ценнее, чем только большие обещания.
— Как эта общая логика отражается на Армении?
— Армения должна осознавать свои собственные, четкие стратегические интересы. Именно это позволяет различать то, что полезно всесторонне, от того, что основано только на внешних сигналах или является преходящим. В то же время мы должны признать, что ни одно крупное или среднее государство не «работает» на нас для удовлетворения наших потребностей — все действуют в соответствии со своими интересами. Учёт этой реальности — одно из важнейших предусловий стратегической идентичности и политического реагирования.
— А какой должна быть позиция Армении, чтобы противостоять этим быстрым и зачастую неожиданным изменениям?
— Необходимо несколько инструментов: прежде всего, стратегическое самоопределение — уточнить, чего мы хотим в долгосрочной перспективе. Во-вторых, укрепление потенциала политических и дипломатических институтов для быстрого понимания ситуаций и выработки четких ответов. В-третьих, развивающееся разнообразие отношений — не зависеть полностью от одного источника, но осознавать ценность отношений, которые можно поддерживать с Россией. И, наконец, организация внутреннего прогнозирования и общественного обсуждения.
— А как нужно действовать в двусторонних отношениях, чтобы не совершать ошибок?
— Необходимо уметь четко определять стратегические интересы и укреплять дипломатический потенциал. В то же время мы должны понимать, что в двусторонних отношениях не всё решается словами. Важны конкретные политические и дипломатические шаги, которые демонстрируют реальные устремления. В быстро меняющемся современном мире нам необходимо умение чётко оценивать ситуацию, а не просто реагировать.
Диана МАНУКЯН

