Ве­ли­кие рус­ские клас­си­ки не оста­лись рав­но­душ­ны к ар­мян­ско­му во­про­су

Ве­ли­кие рус­ские клас­си­ки не оста­лись рав­но­душ­ны к ар­мян­ско­му во­про­су

В ушедшем 2023 го­ду от­ме­ча­лись юби­леи двух клас­си­ков рус­ской ли­те­ра­ту­ры – 195–ле­тие со дня рож­де­ния ве­ли­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля – ро­ма­ни­ста, мыс­ли­те­ля Ль­ва Тол­сто­го и 220–ле­тие со дня рож­де­ния рус­ско­го по­эта, ли­ри­ка, фи­ло­со­фа Фё­­до­ра Тют­че­ва.

Лев Тол­стой и Фё­дор Тют­чев все­гда с ува­же­ни­ем и лю­бо­вью от­но­си­лись к ар­мян­ско­му на­ро­ду и с боль­шим вни­ма­ни­ем сле­ди­ли за со­быти­я­ми в Ар­ме­нии.

 

Лев Тол­стой

 

Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой тя­же­ло пе­ре­жи­вал тра­ги­че­ские пе­ри­о­ды в исто­рии ар­мян­ско­го на­ро­да и в сво­их про­из­ве­де­ни­ях не­од­но­крат­но опи­сы­вал ар­мян.

По сло­вам ме­му­а­ри­стов, он чи­тал со­об­ще­ния га­зет о вос­ста­нии ар­мян в про­вин­ции Са­сун и, глу­бо­ко воз­му­ща­ясь, го­во­рил о без­жа­лост­ном уни­что­же­нии мир­но­го на­се­ле­ния тур­ка­ми. Тол­стой участ­во­вал в ме­ро­при­я­ти­ях по ока­за­нию по­мо­щи ар­мя­нам – бе­жен­цам из За­пад­ной Ар­ме­нии. Он с боль­шим со­жа­ле­ни­ем на­пи­сал из­да­те­лям сбор­ни­ка «Брат­ская по­мощь по­стра­дав­шим в Тур­ции ар­мя­нам» о том, что не смог участ­во­вать в из­да­нии кни­ги из–за бо­лез­ни.

В про­из­ве­де­ни­ях Л. Тол­сто­го не­ред­ко при­сут­ству­ют пер­со­на­жи–ар­мя­не, о ко­то­рых он пи­шет с лю­бо­вью и вос­хи­ще­ни­ем. Че­го только сто­ит эпи­зод из ро­ма­на «Вой­на и мир», где Пьер на­бра­сы­ва­ет­ся на на­по­лео­нов­ско­го сол­да­та, за­щи­щая мо­ло­дую ар­мян­ку.

Важ­но так­же и то, что Лев Тол­стой при­сут­ство­вал в ар­мян­ском ли­те­ра­тур­ном ми­ре с са­мо­го на­ча­ла сво­ей твор­че­ской де­я­тель­но­сти. С пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка в ар­мян­ской прес­се Кон­стан­ти­но­по­ля, Ти­фли­са, Ере­ва­на пе­ча­та­лись от­рыв­ки из ран­них про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля. В даль­ней­шем вы­шло в свет боль­шин­ство его со­чи­не­ний на ар­мян­ском.

Как из­вест­но, Свя­тей­ший Си­нод Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви от­лу­чил гра­фа Тол­сто­го от пра­во­слав­ной церк­ви и пре­дал его ана­фе­ме в 1901 го­ду, по­это­му по­сле его смер­ти от­пе­ва­ние в пра­во­слав­ных церк­вях бы­ло не­воз­мож­но. Пер­вое бо­го­слу­же­ние по кон­чи­не мыс­ли­те­ля бы­ло со­вер­ше­но на сле­ду­ю­щий день по­сле его смер­ти в Москве в ар­мян­ской церк­ви при боль­шом скоп­ле­нии ве­ру­ю­щих. Два­жды бы­ла со­вер­ше­на мо­лит­ва в ар­мян­ской церк­ви свя­той Ека­те­ри­ны Санкт–Пе­тер­бур­га. Первую мо­лит­ву со­вер­ши­ли по ука­за­нию пред­се­да­те­ля ар­мян­ской об­щи­ны Санкт–Пе­тер­бур­га кня­зя Се­ме­на Аба­ме­лек–Ла­за­ре­ва, ко­то­рый был круп­ным про­мыш­лен­ни­ком, од­ним из са­мых бо­га­тых лю­дей Рос­сии, ме­це­на­том.

В ор­га­ни­за­ции по­хо­рон Тол­сто­го при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие ар­мян­ский по­эт и об­ще­ствен­ный де­я­тель Ва­ан Те­рьян. Есть так­же фо­то­гра­фия, на ко­то­рой гроб с те­лом ве­ли­ко­го мыс­ли­те­ля не­сут ар­мя­не – сту­ден­ты Ла­за­рев­ско­го ин­сти­ту­та во­сточ­ных язы­ков.

Па­мя­ти Тол­сто­го по­свя­ще­но не­ма­ло ар­мян­ских ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний.

Лев Тол­стой от­ра­жал ду­хов­ные ис­ка­ния рус­ско­го на­ро­да, ко­то­рые ока­за­лись близ­ки и ар­мян­ско­му, что сви­де­тельству­ет о бли­зо­сти их исто­ри­че­ских су­деб.

 

Фё­дор Тют­чев

 

5 де­каб­ря ис­пол­ни­лось 220 лет вы­да­ю­ще­му­ся рус­ско­му по­эту, пуб­ли­ци­сту и фи­ло­со­фу Фе­до­ру Ива­но­ви­чу Тют­че­ву.

В ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие Фе­до­ра Тют­че­ва вхо­дят ли­ри­че­ские и по­ли­ти­че­ские сти­хо­тво­ре­ния, фи­ло­соф­ские трак­та­ты, ко­то­рые пуб­ли­ко­ва­лись в Ев­ро­пе и Рос­сии.

Ар­мян­ский во­прос не мог оста­вить рав­но­душ­ным рус­ско­го мыс­ли­те­ля. В 1897 г в Москве вы­шел сбор­ник «Брат­ская по­мощь по­стра­дав­шим в Тур­ции ар­мя­нам», ку­да во­шло и сти­хо­тво­ре­ние Тют­че­ва «Не в пер­вый раз вол­ну­ет­ся Во­сток». В этом про­из­ве­де­нии он пи­шет о судь­бе, по­стиг­шей ар­мян, ко­то­рые ста­ли жерт­ва­ми рез­ни мла­до­ту­рок. Ав­тор об­ра­ща­ет­ся к Рос­сии, при­зы­вая ее не оста­вать­ся в сто­ро­не.

«Не в пер­вый раз вол­ну­ет­ся Во­сток»

Не в пер­вый раз вол­ну­ет­ся Во­сток,

Не в пер­вый раз Хри­ста там рас­пи­на­ют,

И от кре­ста лу­ны по­б­лек­ший рог

Щи­том сво­им дер­жа­вы при­кры­ва­ют.

Не­сет­ся клич: «Рас­п­ни, рас­п­ни его!

Пре­дай опять на раб­ство и на му­ки!»

О Русь, ужель не слы­шишь эти зву­ки

И, как Пи­лат, свои умо­ешь ру­ки?

Ведь это кровь из серд­ца тво­е­го!

Де­кабрь 1866