ЧТО ИЩЕТ СТОЛТЕНБЕРГ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ?

ЧТО ИЩЕТ СТОЛТЕНБЕРГ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ?

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг завершил турне по Южному Кавказу. С 17 по 19 марта он посетил Азербайджан и Грузию, затем — Армению. Тот факт, что Столтенберг оставил свою работу и приехал на Южный Кавказ в эти неоднозначные дни, конечно, не случайность. В Армении много говорят о том, что главной целью было дальнейшее усиление нынешних прозападных тенденций николовских властей. Возможно, есть и такая задача, но определенно основная цель гораздо глобальнее.

Визит одного из ключевых инструментов ультралиберализма -Столтенберга был региональным, следовательно, поставленные задачи также носят региональный масштаб. Что именно? Основная часть визита была посвящена Баку, и ряд сделанных там заявлений вызывают определенные размышления. Так, и Столтенберг, и Алиев сделали в Баку заявления по поводу армяно-азербайджанских отношений, такие как: «Теперь мы ближе к миру, чем когда-либо прежде…», «На Кавказе будет прочный мир» и так далее. Однако не будем забывать, что НАТО было и остается в роли «советника», а не посредника в армяно-азербайджанских «мирных» вопросах. Скажем, пост Столтенберга в сети «Х» после встреч в Баку был похож на «доброе пожелание»: “Я призываю Азербайджан и Армению воспользоваться возможностью установить прочный мир”.

Но вот другая часть его поста вызывает другие мысли. «Азербайджан является давним партнером НАТО, и я рассчитываю на дальнейшее укрепление партнерства». Более того, упомянутое «дальнейшее укрепление партнёрства» гораздо чётче прослеживалось в предшествовавшем визиту докладе НАТО, где говорится, что сотрудничество с Азербайджаном выгодно организации. Однако как отреагировал на эти «нетерпеливые ожидания» Столтенберга «опытный лис» Алиев? Он начал долго рассказывать, что «партнерство между Азербайджаном и НАТО имеет долгую историю». В частности: “Азербайджан имеет военно-политический союз с Турцией, которая считается второй сухопутной державой и ведущим членом НАТО. Азербайджан строит свою армию по турецкой модели. Это означает стандарты НАТО». Смысл можно понять. Азербайджан практически является такой же частью НАТО, как и его «старший брат» Турция. Но не будем забывать, что Турция всегда смотрит на НАТО сквозь призму собственных интересов.

Таким образом, возможно, Столтенберг пытался уточнить: если НАТО предъявляет региональные амбиции на Южном Кавказе, то в какой степени оно может опираться прежде всего на Баку? Он даже начал петь Алиеву оды. “Я приветствую тот факт, что Азербайджан развивает все более прочные связи с членами НАТО, и что ваша страна играет все более важную роль в поставках не только газа, но и, в будущем, электроэнергии в страны-члены НАТО в Европе”. Ответ Алиева, пожалуй, был понятен: на них можно рассчитывать точно так же и таким же образом, как на Турцию. То есть, насколько конкретные предложения со стороны НАТО будут вписываться в сферу интересов Азербайджана?

В Грузии Столтенберг, похоже, тоже пытался понять, насколько надежна вестернизация Тбилиси. Но в Грузии была такая же картина: дружелюбные улыбки, стандартные заявления типа «мы хотим стать членом НАТО надолго». А за этими красивыми тостами четко понималось, что Тбилиси не хочет идти по пути прямой конфронтации с РФ, как бы Столтенберг ни пытался говорить об Абхазии и Южной Осетии. Грузия, во время Саакашвили, уже однажды заходила в эту реку, в результате российские танки оказались совсем рядом с Тбилиси. И теперь власти Грузии не хотят идти на такое же испытание. Тбилиси уже столкнулся с другими проблемами. Так, Абхазия хочет войти в Союзное государство России и Белоруссии, Южная Осетия хочет присоединиться к России. Другими словами, членство в НАТО обещает следующее. По примеру Белоруссии в Абхазии могут появиться «Искандеры» с ядерными боеголовками. И нынешняя грузино-осетинская граница станет грузино-российской.

В случае нынешнего ярко выраженного западничества властей Армении, конечно, Столтенберг может надеяться в Армении на лучшие результаты. Однако его визит в Баку вызывает ряд вопросов в Ереване. Другими словами, НАТО, как и ЕС, в настоящее время рассматривает Азербайджан как важного газового партнера. И сколько в этой ситуации могут стоить его ожидаемые обещания по поводу безопасности? Понятно также, что такие «мелочи» не могут поколебать решимость властей Армении двигаться на запад – приказ остается приказом. Однако заметно, что такие приказы уже начали пугать. Например, такую ​​мысль в Национальном Собрании высказал министр ИД Арарат Мирзоян. «Существуют огромные, я бы сказал, даже экзистенциальные угрозы для Армении. Есть международные игроки, которые заинтересованы в том, чтобы Армения прекратила свое существование…». Кого он имеет в виду? Мы сомневаемся, что Мирзоян скажет что-то подобное о США, ЕС или даже о Турции. Россия? Может быть, потому что для армянской нынешней власти, например, присоединение Армении к Союзному государству России-Белоруссии означает “уничтожение”. В любом случае, страх в его словах явно чувствуется, возможно, власти понимают, насколько НАТО помогло, например, Украине…

Таким образом, если Столтенберг приехал узнать, насколько реальна НАТОизация региона, то трудно сказать, что он сможет уехать отсюда довольным. Проблема столь же сложна, как и планы Великобритании развязать большую региональную войну. Желание есть, но все понимают, что оно может обернуться саморазрушением, причем для некоторых региональных “лидеров” в личном плане. Соответственно, двойная игра продолжится до тех пор, пока не станет ясно, что будет после российских выборов и куда зайдет война на Украине.